200

202

zifra1

501

Поиск

Menu

bezopasnij internetДля реализации своего социального поведения в обществе ребенок нуждается в постоянном притоке информации. Постоянная информационная связь с окружающим миром, социальной средой, в которой он действует как активный социальный субъект, является одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности.
   Но на ребенка оказывают огромное влияние не только постоянный информационный контакт с окружающей социальной средой или его отсутствие, но и количество, объем, содержание и структура поступающей и перерабатываемой информации.

Информационно-коммуникативные процессы могут таить в себе опасности, представляющие реальную угрозу для развития личности и общества в целом. Условия кардинального реформирования российского общества качественно изменили взаимоотношения между людьми, выдвинув отношения соревновательности, конкуренции и борьбы на ведущее место в системе социальных отношений. Причем, это отразилось на всех уровнях социального взаимодействия - от межличностного общения, до массовой коммуникации. Отношения конкуренции наряду с позитивным их влиянием на повышение инициативы и активности значительной части населения привели также к массовому использованию способов и приемов информационно-психологического воздействия. Манипулирование людьми, использование различных средств и технологий информационно-психологического воздействия стало достаточно обычным явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе. Таким образом, понимание угроз информационно-психологической безопасности личности, механизмов их действия и возможностей психологической защиты становится не только теоретической проблемой, но и насущной потребностью социальной практики и повседневной жизни человека.

   Личность ребенка, включенная в процесс познания, оказывается незащищенной от потоков информации.
   Многочисленными исследованиями доказано, что из многообразных факторов риска к наиболее распространенным и разрушительным для физического, психического и нравственного здоровья школьников относятся некоторые разновидности компьютерных игр и непродуктивное использование ресурсов Интернет. К объективным предпосылкам причинения такого рода ущерба детям и молодежи являются расширение доступа к ресурсам Интернет, наличие на рынке компьютерных программ дешевых компакт-дисков с играми разнообразного содержания.
   Угроза компьютерных игр весьма реальна. Многие современные компьютерные игры, предназначенные для детей и молодежи, наводнены монстрами, палачами, скелетами, приведениями, чудовищами, людоедами и т.д. При помощи компьютера натуралистично воспроизводятся лужи крови и мозги на стенах, жуткие вопли и скрежет ломаемых костей, оторванные головы и летящие куски окровавленной плоти. Движущиеся под музыку образы на цветном экране оказывают на игроков гипнотический эффект. В ходе игр подростки имитируют действия убийц, преступников: убивают десятками, калечат, расчленяют тела персонажей игр. Под предлогом борьбы со злом дети программируются на жестокость и садизм. Смысл многих игр сводится к убийству, совершению преступлений разного рода. Ребенок приобщается к реалиям криминального мира. Иные игры фактически предполагают многократную имитацию самоубийства в сюжетах со смертельными трюками на гоночных автомобилях, мотоциклах, самолетах. Под влиянием страшных образов дети начинают пугаться темноты, жалуются на кошмарные сны, боятся оставаться в комнате без взрослых. Игроки находятся в состоянии «пассивного возбуждения», при котором удовольствие достигается без усилий, что оказывает расслабляющее влияние на личность, действует как наркотик. У детей создается ощущение собственного всемогущества.
   Увеличивается время, затрачиваемое на компьютерные игры. Реальные дела забываются, жизненные проблемы не решаются. У некоторых подростков появляются признаки компьютерной наркомании. Нарушается общение со сверстниками, утрачиваются контакты с близкими. При отсутствии возможности играть на компьютере у заядлых игроков начинается типичная «ломка».
   Постепенно меняется поведение компьютерных игроков в реальной жизни. Учеба, общение, спорт, искусство занимают в их жизни все меньшее место. Притязания детей возрастают, а готовность к преодолению трудностей не совершенствуется. Формируется аддиктивное поведение, для которого характерно стремление к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством определенных видов деятельности или приема некоторых веществ. Многообразные формы аддиктивного поведения объединяет общее аддиктивное звено - стремление к искусственному изменению психического состояния, вызыванию субъективно приятных эмоций. Причем аддикты могут легко переходить от одной формы аддикции к другой, например от Интернет-зависимости к зависимости от алкоголя или наркотиков.
   Дети не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть. Согласно статистике 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет сталкивались с порнографией в сети, около 17 проц. регулярно подключаются к запретным ресурсам, 5,5 проц. готовы претворить увиденное там в жизнь.
   Дети уже привыкли использовать всемирную сеть как основной источник общения. Характерно, что в большинстве случаев интернет-общение захватывает именно те личности, которые испытывают дефицит общения в реальной жизни и не имеют сложившихся ярко выраженных стереотипов общения.
   Взгляды на межличностное взаимодействие у такого человека будут формироваться на основе сетевого, а не реального опыта. И, следовательно, неизбежен неосознанный перенос этого опыта на общение в повседневной жизни.
   В среде подростков со скоростью пожара распространяется увлечение веб-журналами (или, иначе говоря, блогами), которые порой ведут Интернет-дневники без ведома взрослых. Последние исследования показывают, что сегодня примерно половина всех веб-журналов принадлежат подросткам. При этом двое из трех раскрывают свой возраст; трое из пяти публикуют сведения о месте проживания и контактную информацию, а каждый пятый сообщает свое полное имя. Не секрет, что подробное раскрытие личных данных потенциально опасно.
   При этом все больше молодых пользователей создают собственные дневники, и каждый стремится привлечь как можно больше внимания аудитории. Иногда это приводит к тому, что дети размещают в блогах такой неуместный материал, как провокационные фотографии и видеоролики - свои или друзей.
   Также одним из распространенных факторов риска является мошенничество и преступления в Интернете. В России мошенничество с помощью Интернета или хищения данных кредитной карты еще не стали очень широко распространены. Однако мы можем стоять на пороге этого явления, и нужно сделать так, чтобы оно не застало нас врасплох.
   Среди Интернет-мошенничества широкое распространение получила применяемая хакерами техника «phishing», состоящая в том, что в фальшивое электронное письмо включается ссылка, ведущая на популярный узел, но в действительности она приводит пользователя на мошеннический узел, который выглядит точно так же, как официальный. Убедив пользователя в том, что он находится на официальном узле, хакеры пытаются склонить его к вводу паролей, номеров кредитных карт и другой секретной информации, которая потом может и будет использована с ущербом для пользователя.
   Кроме того, если вы сами или ваши дети пользуетесь кредитной картой для оплаты товаров и услуг через Интернет, по телефону или даже лично в соседнем магазине, вы уязвимы для мошенников.
   При любой операции оплаты с использованием кредитной карты компании должны проверить информацию о счете, прежде чем предоставить товары или услуги. Данные о кредитных картах хранятся на крупных серверах. К сожалению, хакеры могут взломать такую систему и завладеть информацией, чтобы воспользоваться ею в корыстных целях, например, оплачивать свои счета, используя деньги с вашей карты.
   Преступления в Интернете заключаются в том, что преступники преимущественно устанавливают контакты с детьми в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах. Для решения своих проблем многие подростки обращаются за поддержкой на конференции. Злоумышленники часто сами там обитают; они стараются привлечь подростка своим вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками, нередко затрачивая на эти усилия значительное время, деньги и энергию. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и современных увлечениях детей. Они выслушивают проблемы подростков и сочувствуют им. Но постепенно злоумышленники вносят в свои беседы оттенок сексуальности или демонстрируют материалы откровенно эротического содержания, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых людей. Некоторые преступники могут действовать быстрее других и сразу же заводить сексуальные беседы. Преступники могут также оценивать возможность встречи с детьми в реальной жизни.
   С умыслом или без умысла дети могут заняться онлайновым пиратством -незаконным копированием и распространением (как для деловых, так и для личных целей) материалов, защищенных авторским правом (например, музыки, фильмов, игр или программ) без разрешения правообладателя.
   Перечисленное многообразие рисков при отсутствии условий информационной безопасности не позволит ребенку полноценно развиваться, своевременно адаптироваться к меняющимся социальным условиям и организовывать свое поведение (жизнедеятельность), позволяющее удовлетворять основные потребности в обществе в социально приемлемых формах с учетом интересов других людей и действующих социальных институтов.

Go to top
Все права защищены